07.07.2023
Технология «Ситуация» и методические средства,
предложенные в программе «Мир открытий», обеспечивают условия организации
непосредственно образовательной деятельности, при которой дети имеют
возможность «прожить» (на уровне приобретения первичного опыта) как отдельные
шаги метода рефлексивной самоорганизации, так и весь путь преодоления
затруднения – фиксации того, что пока не получается, анализа, исследования,
понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации,
осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.
Таким образом, педагог,
работающий в деятельностном методе, не просто объясняет новое знание, а создает
ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт
самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия – в зависимости от тех
дидактических целей, которые ставит педагог. И, следовательно, он перестает
выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником
и контролером в самостоятельной познавательной деятельности детей. Технология «Ситуация»
дает воспитателю ключ к управлению этим процессом
Наиболее целостно
технология «Ситуация» представлена в структуре занятий «открытия» нового знания
(ОНЗ) и включает в себя шесть последовательных этапов:
1) Введение
в ситуацию.
На этом этапе создаются условия для
возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в
деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую»
цель).
Для этого воспитатель,
как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным
опытом и личностно значимую для них. Источниками формирования ситуации могут
стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные
явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в
жизни группы), воображаемые события, события, описываемые в художественной
литературе и пр. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу
плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Ключевыми фразами завершения этапа
являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
2) Актуализация
знаний и умений.
На данном этапе
организуется совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, в рамках
которой актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей,
необходимые им для предстоящего нового «открытия».
Дети приобретают опыт взаимодействия
с взрослым и сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих
ошибок. При этом они находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете,
например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог
как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».
3) Затруднение
в ситуации.
Данный этап является
ключевым, т.к. обеспечивает приобретение детьми опыта столкновения с
затруднением и его конструктивного преодоления.
В рамках выбранного
сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в
деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить
некое действие, назовем его «пробным» действием. При этом важно, что выполнение
этого «пробного» действия опирается на то новое знание (понятие или способ
действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный
момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение.
Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?»)
помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Таким образом, четко
следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят
узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным
детям, так они сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.
4) «Открытие»
нового знания (способа действий).
На данном этапе
воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий»
новых знаний, решение вопросов проблемного характера.
С помощью вопроса «Что
нужно сделать, если чего-то не знаешь?» взрослый побуждает детей выбрать
способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными
способами преодоления затруднения являются способы «придумать самому» и
«спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый
способ – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу».
Используя различные
приемы и методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует
построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи
и, возможно, в знаках.
Таким образом, дети
получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и
обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого)«открытия»
нового знания. Другими словами, опыт успешного преодоления возникших трудностей
через выявление и устранение их причин.
5) Включение
нового знания (способа действия) в систему знаний.
На данном этапе
воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или
способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных
условиях.
При этом педагог обращает
внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого,
планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут
использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете
выполнять задание?»).
Здесь же дети приобретают
первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников.
Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности,
когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет
формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.
6) Осмысление.
Данный этап является
необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт
выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения
цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью системы вопросов «Где
были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогали?» воспитатель помогает детям
осмыслить их деятельность и
зафиксировать достижение «детской цели».
Далее с помощью вопроса «Почему
вам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли «детской
цели» благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Таким образом,
он сводит «детскую» и учебную («взрослую») цели и создает ситуацию успеха: «нам
удалось потому что мы научились (узнали)…»
В силу особенностей
дошкольного возраста и специфики отдельных образовательных областей не всегда
возможно и целесообразно осуществлять всю описанную последовательность этапов.
В содержании Программы
имеются разделы, в которые оптимально вписывается целостная структура
технологии, когда дети «проживают» весь путь преодоления затруднения через
выявление и устранение его причин. Это раздел по формированию элементарных
математических представлений – курс «Игралочка» - он является стержнеобразующим
технологическим звеном программы. В других разделах, таких как художественно –
эстетическое развитие, познавательное речевое развитие и др., предполагается
использование отдельных компонентов технологии. Например, создание ситуации
наблюдения, общения, эмоционального восприятия, обдумывания и выполнения
мыслительных операций, выражения в речи действий по правилу и т.п. При этом в
каждой области выделяется тот культурный опыт, который должен быть сформирован
у детей для того, чтобы обеспечить возможность полноценного освоения
программного содержания на следующих образовательных ступенях.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.07.2023
Дата обновления: 12.07.2023
Дата публикации: 07.07.2023