07.07.2023
Модель письма для планирования работы
в центрах.
Педагогическая задача. Планирование, демонстрируемое
воспитателем, будет воспроизводиться и закрепляться детьми в ходе планирования
своей работы в центрах. Дети составляют план работы в письменном виде,
постепенно переходя от рисуночного изображения к письменному сообщению.
Модель письма направлена на
выполнение двух педагогических задач:
1) ознакомление детей с действием
планирования;
2) ознакомление детей с рядом общих и
частных принципов, лежащих в основе чтения и письма.
Постепенно дети
овладевают общими представлениями о функциях письменной речи, а также усваивают
частные правила перевода устного сообщения в письменное.
Примеры представлений и правил:
-
Устное
сообщение записывать графически в виде картинок или символов. Записанное
сообщение прочитать разными словами, при этом сохраняя общий смысл, хотя он
может выражаться разными словами. Общий смысл сообщения воспроизводится
одинаково всеми, кто его читает.
-
Устное
сообщение записывать словами. Записанное прочитывать и при каждом прочтении
воспроизводить те же самые слова в том же порядке. Это не зависит от того, кто
читает сообщение.
-
Читать
только те слова, которые написаны.
-
Записанное
сообщение использовать для того, чтобы впоследствии напомнить себе или другому
человеку о том, что было написано.
-
Каждому
слову в устном сообщении соответствует одно слово в письменном сообщении.
Короткое устное сообщение записывают с помощью лишь нескольких слов.
-
На
письме слова отделяют пробелами.
-
Порядок
записи слов в письменном сообщении отражает порядок слов в устном сообщении:
первое произнесенное слово записывается первым и т. д.
-
Запись
слов в сообщении производить в определенном направлении: слева направо. Когда
строка закончится, следующее слово писать в начале новой строки. Слова читать в
том же порядке, в каком они были написаны. Чтение слов в неправильном порядке
изменит смысл сообщения или вовсе лишит его смысла.
-
Размер
слов в письменном сообщении соответствует размеру слов в устном сообщении:
длинные слова занимают больше места на строке.
-
Порядок
букв в записанном слове соответствует порядку звуков в произнесенном слове:
первой записывается буква, соответствующая первому звуку, и т. д.
-
Правила
соответствия между буквами и звуками используют и при письме, и при чтении.
-
Существуют
правила обозначения начала и конца предложений.
Овладение письменной
речью требует специального обучения, в ходе которого ребенок знакомится со
специальным «языковым кодом», с помощью которого произнесенные слова записывают
для последующего чтения. Этот «код» нужно «взломать», чтобы понять, как
соотносятся слова произнесенные и слова написанные.
Ребенок также обретает
знание, зачем существуют написанные и напечатанные тексты и как с их помощью
можно общаться с другими людьми и с самим собой. Постепенно дети начинают
понимать назначение письменной речи. Например, с ее помощью можно что-то
сообщить человеку, которого здесь нет, или тому, кто отсутствует сейчас.
Исторический смысл письма становится ясным для детей, когда возникает
конкретная необходимость обмена информацией через пространство и время; как
правило, у детей эта необходимость возникает в игре. Дошкольники начинают
пользоваться письменной речью и с целью контроля над собственным поведением,
для развития саморегуляции (например, чтобы напомнить себе что-то важное, о чем
нельзя забыть).
Наконец, дети познают
правила составления и чтения письменных сообщений. При этом то, что является
само собой разумеющимся для взрослых, вовсе не является таковым для малышей:
например, для них вовсе не очевидно, что написанные слова читаются одинаково
независимо от того, кто, когда и в который раз их читает. Этот неочевидный для
ребенка момент отличает чтение от рассказывания историй с опорой на картинки.
Перевод устного сообщения
в письменное представляет для ребенка сложность, в частности, и потому, что
разделение речи на слова, необходимое для записи, не всегда хорошо наблюдается
в речи говорящего: паузы обычно делают не между всеми словами, а только в
местах, которые говорящий выделяет смысловыми акцентами. В свою очередь, запись
слов без пробелов делает для ребенка практически невозможным чтение
собственного сообщения, что сводит на нет потенциальное использование
собственного письма для усвоения «кода».
Материалы и оборудование
Маркерная доска (большая). Доска должна быть такого
размера, чтобы записи на ней были хорошо видны детям независимо от того, где
они сидят. Доска может быть как стационарной, так и переносной. Если
используется большая доска, желательно, чтобы написанное предложение занимало
две строки или более. Это позволит воспитателю продемонстрировать, в каком
направлении пишутся и читаются слова в длинных предложениях и как
осуществляется переход на новую строку.
Маркеры для доски
(стираемые) и губка.
Маркеры должны оставлять остаточно толстый след, чтобы запись была хорошо видна
всем детям. Рекомендуется иметь светлый маркер (например, желтый) для рисования
линий и темный маркер (например, черный) для написания слов.
Алфавит с картинками. Таблица с алфавитом должна быть
достаточно большая и расположена так, чтобы дети могли одновременно видеть и
ее, и запись на доске. При выборе таблицы алфавита важно, чтобы:
- были представлены как строчные, так
и прописные буквы
- картинки были хорошо узнаваемы
детьми;
- название картинки точно представляло
конкретную букву.
Не следует обращаться к
«тематическим» алфавитам, на которых некоторые картинки могут быть незнакомы
дошкольникам. Например, картинка окуня около буквы «о» может восприниматься
ребенком как изображение рыбы, что помешает ему установить правильное
соответствие между буквой и звуком.
Индивидуальные
маркерные дощечки, маркеры (стираемые) и губки.
Рекомендуются для старших дошкольников. Доски должны быть нелинованные,
формата А4. маркеры — более тонкими, чем
те, которые использует воспитатель, чтобы дети могли записать на своих досках
полное предложение. Доску можно заменить прозрачной папкой для бумаг, внутрь которой вставить
кусок белого картона.
Небольшая маркерная
доска (лучше на подставке), маркеры (стираемые) и губка. Материалы помещают в центр грамоты
и письма для самостоятельной работы детей и в игровой центр (например, при игре
в школу).
Процедура проведения
1. Воспитатель заранее планирует,
какое сообщение будет написано. Содержание сообщения определяется тем, чем
будут заниматься дети (например, у них будет музыкальное занятие или они будут
слушать сказку), а также конкретной педагогической задачей (например,
отработкой однозначного соответствия между словом произнесенным и словом
записанным). Воспитатель может вносить изменения в зависимости от того,
насколько хорошо дети овладели теми или иными компонентами письма (например,
можно вернуться к компонентам, которые уже обсуждались ранее, если дети не
способны продемонстрировать понимание этих компонентов во время планирования
своей деятельности в центрах). Для младших детей предложение должно состоять из
четырех-пяти слов и начинаться одинаково каждый раз (например, «Мы будем…»). Со
старшими детьми следует писать длинные предложения и даже сообщения, состоящие
из двух предложений. При этом не обязательно, чтобы предложения начинались
одинаковыми словами.
2. Воспитатель рисует на доске
картинку, символически отображающую содержание будущего сообщения. Например,
если сообщение будет о музыкальном занятии, можно нарисовать несколько
человечков и знак .
3. Воспитатель спрашивает: «Что мы
будем сегодня делать?» Дети отвечают хором, или ребенок поворачивается к соседу
и делится с ним своей идеей по поводу сегодняшних планов.
4. Воспитатель повторяет несколько
вариантов сообщений, предложенных детьми: «Я услышала, что вы сказали: „Мы
будем петь“, „Мы будем петь песни“, „Мы будем петь песню про елочку“». В
зависимости от конкретной педагогической задачи воспитатель выбирает тот или
иной вариант предложенных сообщений (например, более короткий или более
длинный) и повторяет это сообщение: «Вы все угадали: мы будем петь».
5. Воспитатель повторяет выбранное
сообщение вместе с детьми: «Мы будем петь».
6. Воспитатель вместе с детьми
повторяет предложение, делая паузы между словами. Во время произнесения каждого
слова воспитатель рисует на доске линию. Длина линии отражает длину слова:
линия для слова «мы» короче, чем линия для слова «будем». В конце предложения
воспитатель ставит соответствующий знак препинания. Чаще всего это точка, хотя можно
продемонстрировать, что в конце сообщения, выражающего, например, радостное
настроение, пишут восклицательный знак: «!».
7.Воспитатель вместе с детьми
«читает» линии. Воспитатель показывает на линию и вместе с детьми произносит
соответствующее ей слово. В зависимости от того, насколько хорошо дети
ознакомлены с этой процедурой, воспитатель может или говорить в полный голос,
или понижать голос, чтобы дети «читали» линии самостоятельно.
8. Некоторые воспитатели предлагают
детям посчитать линии или посчитать слова в предложении до или после того, как
линии нарисованы. Не следует этого делать: дети еще не вполне овладели счетом,
поэтому их внимание отвлечется на пересчет слов, в результате они забудут и
смысл исходного предложения, и какие в нем были слова.
9. Воспитатель записывает слова на
линиях под диктовку детей. В зависимости от того, насколько хорошо дети
ознакомлены с этой процедурой, он или громко проговаривает слова, или понижает
голос, чтобы дети диктовали слова самостоятельно. То, как именно воспитатель
пишет каждое слово, зависит от того, насколько у детей сформированы начала
грамоты. Младшие дети, как правило, произносят слово целиком. Старшие дети,
частично знакомые с буквами, могут начать подсказывать воспитателю, какую букву
следует писать. В этом случае воспитатель или подтверждает, что дети правильно
подсказали букву, или объясняет, какую букву нужно написать.
10. Если в педагогическую задачу
входит ознакомление детей с буквами и соответствующими им звуками, воспитатель
может остановиться на одном из слов и
спросить детей, с какой буквы это слово начинается (или какой буквой
заканчивается). При этом он использует большую таблицу с алфавитом, объясняя
детям, как найти картинку, соответствующую нужному звуку и букве. Желательно
это делать только для одного-двух слов в предложении. При планировании
предложений воспитателю нужно следить за тем, чтобы слова были разнообразными, позволяющими ознакомить детей
с той или иной буквой. Например, если в предложении два слова, начинающихся с
одной буквы, то воспитатель может объяснить употребление буквы в одном слове и
попросить детей найти другое слово с такой же буквой. Слова «Мы будем…»,
повторяющиеся от сообщения к сообщению, дети, как правило, запоминают в первую
очередь, поэтому для демонстрации соответствия между буквой и звуком лучше
выбирать новые и не повторяющиеся слова. Если дети подсказывают букву,
находящуюся не на том месте, о котором спросил воспитатель (например, не в
конце слова, а в начале), воспитатель записывает
эту букву в начале соответствующей линии, приписывает к ней оставшееся слово и
еще раз обращает внимание детей на звук в конце слова и соответствующую ему
букву. Если дети подсказывают букву, которая по правилам правописания не
употребляется в данном слове (например, дети слышат «ресуем» вместо «рисуем»),
воспитатель подтверждает, что такой звук можно услышать, но в этом слове он обозначается буквой «и».
Следует избегать долгих объяснений и не превращать занятие в урок правописания.
11. Воспитатель и дети еще раз читают
предложение, показывая на все слова.
Место в образовательном процессе в
течение дня. Занятие проводится во время утреннего сбора (детского совета) и не
должно превышать 5 минут. Сообщение можно оставить на доске на весь день и
перечитать его позже, когда запланированное событие уже произойдет.
Дополнительные способы использования
сообщения приведены в рекомендациях.
Рекомендации
Выбор содержания
сообщения. Сообщение должно быть о том, что дети будут делать в течение дня.
При этом сообщение должно быть достаточно конкретным и специфическим для
данного дня. Сообщение «Мы будем играть» — слишком общее, так как дети играют
каждый день, а «Мы будем печь пироги» — специфичное, если в этот день дети
будут играть в пекарню. Это поможет детям расширять свой словарный запас и
описывать события в деталях.
В начале года лучше
выбирать сообщения о том, что будут делать все дети в группе, тогда им будет
более очевидна связь между планом и фактическим действием.
Примеры сообщений:
Мы будем собирать листья на площадке.
Мы будем читать книжку про медведей.
Мы будем вырезать снежинки.
Позже, когда дети освоят планирование
собственной деятельности, можно будет использовать сообщения, относящиеся к
тому, что дети будут делать в центрах. В этом случае «мы» в предложении указывает
на возможность для каждого ребенка выбрать то или иное занятие, а не то, что в
это занятие будут вовлечены все дети.
Примеры сообщений:
Мы будем играть в больницу.
Мы будем строить дома из кубиков.
Мы будем лепить из пластилина.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.07.2023
Дата обновления: 12.07.2023
Дата публикации: 07.07.2023