Технология «Детский совет» (Л.В. Свирская)

07.07.2023

Детский совет – технология взаимодействия, она объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, обеспечивает позицию полноправных субъектов деятельности. Дети обсуждают проблемы, планируют, принимают решения, то есть на основе свободного, осознанного и ответственного выбора определяют содержание своего образования.  Задача педагога – эффективно моделировать «Детский совет»: побуждать детей выражать свои чувства и мысли, рассказывать о событиях, формировать навыки общения, обучать правилам поочередного высказывания, развивать способности управлять своей свободой, принимать ответственность за себя и других.

Тактика обсуждения с детьми дневных событий  (общих и личных) очень важна для введения в практики участия. Благодаря составлению плана действий утром («Что я буду делать сегодня?») и подведению итогов в середине дня («Что я сделал? Что мне понравилось/ не понравилось делать?») дети учатся планировать свой день, рефлексировать над своими действиями, управлять своим временем.

Начинаем с создания условий.

Подготовку к проведению детского совета начинаем с выбора удобного места, такого, где вы можете поместиться всей группой, где вы не будете мешать, например, помощнику воспитателя, где вас всегда можно найти, если кто-то опаздывает, где нет сквозняков, где достаточно места для размещения демонстрационных материалов. Для удобства и комфорта сидения, положите ковер или сшейте вместе с родителями индивидуальные подушки. Договоритесь с детьми о том, где и как будете использовать подушки помимо детского совета (в играх, утренней гимнастики, для отдыха) и где будете их хранить. Важно, чтобы место хранения было неподалеку от места общего сбора. Подумайте над тем, на чем будете сидеть вы/педагог: на подушечке вместе с детьми, на низком стульчике или кресле, - важно, чтобы вам было удобно, с одной стороны, и чтоб вы не слишком возвышались над детьми, с другой.

Договоритесь с детьми о том как вы будете сообщать о начале общего сбора. Можно использовать звук колокольчика или металлофона, песенку или ритмичные хлопки – рассматривайте все предложенные варианты. Для принятия решения можно воспользоваться способом социометрии: создать таблицу с идеями детей в столбцах и именами детей в строках.

Время детского совета в структуре дня

Время проведения детского совета обусловлено главным его предназначением – включением детей в управление событиями и временем.

Детский совет можно проводить утром после завтрака, до начала активных игр и занятий, чтобы придать им целенаправленность и организованность, и после них, чтобы подвести итог. Можно организовать общий сбор, например в 10 часов, после занятий, но до выхода на прогулку. Детский совет может быть проведён и во второй половине дня.

Цели и задачи детского совета

Для взрослых:

- создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон дня»;

-создать условия для межличностного и познавательно-делового общения;

- развивать навыки ведения коммуникации, планирования собственной деятельности и пр.;

- вместе выбрать тему нового проекта, определить направленность событий;

- вместе разработать план реализации нового проекта;

- развивать умение «считывать информацию» об эмоциональном состоянии других людей;

- развивать эмпатию;

- развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т.п.);

- развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

- подвести итоги реализованного проекта.Хочу такой сайт

Для детей:

- учиться объяснять словами свое эмоциональное состояние, свои желания, действия;

- учиться несложным приемам коррекции эмоционального состояния;

- учиться формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

- учиться выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

- учиться внимательно слушать, высказывать конструктивное отношение к высказываниям других;

- учиться делать выбор;

- учиться планировать собственную деятельность;

- учиться рассказывать о своих действиях: удачах и неудачах, чувствах и желаниях.

Структура детского совета

Однозначной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно свободно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести: приветствия (комплименты), обмен новостями, совместную игру, планирование. Установленной длительности детского совета также нет. Здравый смыл подсказывает, что приветствия займут минуту-две; игра не должна занимать более 5 минут; обмен новостями – 5 – 10 минут, столько же – планирование. Но могут быть и варианты, когда приветствие – секунда, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут основное время. Все зависит от ситуации.

Общее время детского совета

В целом детский совет может длиться от 5 до 20 минут. Жесткого регламента нет. Все будет зависеть от того, насколько хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна, насколько живо и весело вы ведете коммуникации, наконец, от возраста детей.

Подробно о методических приемах и методах работы с детьми по проведению детского совета можно ознакомиться в книге Детский совет Л.В. Свирской

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.07.2023

Дата обновления: 12.07.2023

Дата публикации: 07.07.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».