07.07.2023
Детский совет – технология
взаимодействия, она объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных
дел, обеспечивает позицию полноправных субъектов деятельности. Дети обсуждают
проблемы, планируют, принимают решения, то есть на основе свободного,
осознанного и ответственного выбора определяют содержание своего
образования. Задача педагога –
эффективно моделировать «Детский совет»: побуждать детей выражать свои чувства
и мысли, рассказывать о событиях, формировать навыки общения, обучать правилам
поочередного высказывания, развивать способности управлять своей свободой,
принимать ответственность за себя и других.
Тактика обсуждения с
детьми дневных событий (общих и личных)
очень важна для введения в практики участия. Благодаря составлению плана
действий утром («Что я буду делать сегодня?») и подведению итогов в середине
дня («Что я сделал? Что мне понравилось/ не понравилось делать?») дети учатся
планировать свой день, рефлексировать над своими действиями, управлять своим
временем.
Начинаем с создания
условий.
Подготовку к проведению
детского совета начинаем с выбора удобного места, такого, где вы можете
поместиться всей группой, где вы не будете мешать, например, помощнику
воспитателя, где вас всегда можно найти, если кто-то опаздывает, где нет
сквозняков, где достаточно места для размещения демонстрационных материалов.
Для удобства и комфорта сидения, положите ковер или сшейте вместе с родителями
индивидуальные подушки. Договоритесь с детьми о том, где и как будете
использовать подушки помимо детского совета (в играх, утренней гимнастики, для
отдыха) и где будете их хранить. Важно, чтобы место хранения было неподалеку от
места общего сбора. Подумайте над тем, на чем будете сидеть вы/педагог: на
подушечке вместе с детьми, на низком стульчике или кресле, - важно, чтобы вам
было удобно, с одной стороны, и чтоб вы не слишком возвышались над детьми, с
другой.
Договоритесь с детьми о
том как вы будете сообщать о начале общего сбора. Можно использовать звук колокольчика
или металлофона, песенку или ритмичные хлопки – рассматривайте все предложенные
варианты. Для принятия решения можно воспользоваться способом социометрии:
создать таблицу с идеями детей в столбцах и именами детей в строках.
Время детского совета
в структуре дня
Время проведения детского
совета обусловлено главным его предназначением – включением детей в управление
событиями и временем.
Детский совет можно
проводить утром после завтрака, до начала активных игр и занятий, чтобы придать
им целенаправленность и организованность, и после них, чтобы подвести итог.
Можно организовать общий сбор, например в 10 часов, после занятий, но до выхода
на прогулку. Детский совет может быть проведён и во второй половине дня.
Цели и задачи детского
совета
Для взрослых:
- создать эмоциональный настрой на
весь день – «задать тон дня»;
-создать условия для межличностного и
познавательно-делового общения;
- развивать навыки ведения
коммуникации, планирования собственной деятельности и пр.;
- вместе выбрать тему нового проекта,
определить направленность событий;
- вместе разработать план реализации
нового проекта;
- развивать умение «считывать
информацию» об эмоциональном состоянии других людей;
- развивать эмпатию;
- развивать навыки культурного
общения (приветствия, комплименты и т.п.);
- развивать умение договариваться о
совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
- подвести итоги реализованного
проекта.
Для детей:
- учиться объяснять словами свое
эмоциональное состояние, свои желания, действия;
- учиться несложным приемам коррекции
эмоционального состояния;
- учиться формулировать суждения,
аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
- учиться выбирать из личного опыта
наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно
и логично;
- учиться внимательно слушать,
высказывать конструктивное отношение к высказываниям других;
- учиться делать выбор;
- учиться планировать собственную
деятельность;
- учиться рассказывать о своих
действиях: удачах и неудачах, чувствах и желаниях.
Структура детского совета
Однозначной структуры детского совета
нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их
можно свободно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести: приветствия
(комплименты), обмен новостями, совместную игру, планирование. Установленной
длительности детского совета также нет. Здравый смыл подсказывает, что
приветствия займут минуту-две; игра не должна занимать более 5 минут; обмен
новостями – 5 – 10 минут, столько же – планирование. Но могут быть и варианты,
когда приветствие – секунда, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование
займут основное время. Все зависит от ситуации.
Общее время детского совета
В целом детский совет может длиться
от 5 до 20 минут. Жесткого регламента нет. Все будет зависеть от того,
насколько хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна,
насколько живо и весело вы ведете коммуникации, наконец, от возраста детей.
Подробно о методических приемах и
методах работы с детьми по проведению детского совета можно ознакомиться в
книге Детский совет Л.В. Свирской
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.07.2023
Дата обновления: 12.07.2023
Дата публикации: 07.07.2023