07.07.2023
Графическая практика
имеет своей основной педагогической задачей подготовку руки к письму.
Данная активность также
предоставляет возможность практиковаться в развитии мелкой моторики (начинать и
прекращать движения, проводить линии ближе друг к другу или дальше и т. д.);
осваивать ряд пространственных представлений (точки внутри кружочков или
снаружи) и овладевать способами символической репрезентации реальных объектов
(моделирование).
Графическая практика
помогает при составлении рисуночных планов работы в центрах, так как расширяет
репертуар схематических изображений, которые дети смогут воспроизводить
самостоятельно и дополнять индивидуальными деталями.
Овладение ребенком
письменной речью (чтением написанного текста и письмом) - очень важная задача.
В обыденной жизни мы связываем это в основном с дальнейшим обучением ребенка в
школе, с необходимостью читать и писать, удовлетворяя требования учителей.
С точки зрения развития
самого ребенка овладение письменной речью - это развитие одной из самых важных
форм символической репрезентации (представления). Символическая репрезентация —
это специфически человеческая способность заменять отсутствующие реальные
объекты (предметы, явления, живые объекты и даже людей или действия) каким-либо
знаком или символом. Детские рисунки - это тоже средства символической
репрезентации, которые обозначают реальные предметы.
Буквы заменяют звуки
устной речи, а слова — предметы, явления, людей и т. п. Письменные слова
состоят из букв и заменяют слова устной речи, поэтому каждое написанное слово
представляет какой-то реальный предмет. Символическая репрезентация позволяет
нам думать о предметах, которых нет здесь и сейчас, рассуждать, воображать и
многое другое. Однако, прежде чем ребенок овладеет буквами и словами, он рисует
картинки, которые изображают, а следовательно, тоже заменяют эти предметы.
Согласно Л. С.
Выготскому, рисунок представляет собой стадию формирования
знаково-символической деятельности, непосредственно предшествующую овладению
ребенком письменной речью. Для успешного обучения ребенка письму необходимо не
только обеспечить условия для развития его мелкой моторики и умения обращаться
с пишущими инструментами, но и помочь устанавливать связь между изображаемым
предметом или действием и его символическим изображением.
Если дошкольник не
понимает, что написанное слово обозначает реальный (знакомый или незнакомый
ему) предмет или действие, весь смысл письменной речи ускользает от ребенка,
чтение и письмо превращаются лишь в исполнение инструкции, которую дает
педагог. Если ребенок не понимает, что за написанными значками кроется реальная
история, сказка или приключения, которые стоит только расшифровать - и будет
интересно, занимательно, смешно и захватывающе, он не мотивирован читать и
писать. Здесь находится ответ на часто задаваемый вопрос: «Почему современные
дети не хотят (не любят) читать?» Именно этот путь часто приводит к тому, что
дети читают, только если взрослые их заставляют: если мы не постараемся, чтобы
ребенок понимал смысл письменной речи, то, как только отвернемся, он отложит
книжку и займется тем, что для него действительно интересно.
Таким образом, развитие
символической репрезентации - это путь к осмысленному чтению и письму, который
лежит через игру. В игре совершенно естественно возникают ситуации, в которых
детям необходимо коммуницировать с помощью письменной речи, чтобы передать
сообщение отсутствующему здесь и сейчас персонажу. Этого требуют не взрослые,
этого требует сама игровая ситуация, и дети обычно начинают пользоваться
письменной речью, чтобы игра продолжалась и развивалась.
Для графической практики
можно использовать различные поверхности (бумагу, меловые или маркерные доски)
и пишущие инструменты (маркеры, карандаши, мел и т. д.). Когда графическую практику
проводят с использованием бумаги, образцы детских рисунков следует
демонстрировать и передавать родителям, чтобы они сохраняли материалы в
индивидуальных портфолио.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.07.2023
Дата обновления: 12.07.2023
Дата публикации: 07.07.2023