«Говорящая» среда»

07.07.2023

Эффективному применению современных образовательных технологий способствует «говорящая» образовательная среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Она дает возможность ребенку ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственною значимость.

Прежде чем сделать среду «говорящей», надо подготовить базу. В первую очередь, организовать в группе отгороженные друг от друга центры активности, то есть зонировать пространства. Мебель должна быть расположена таким образом, чтобы препятствовать активным подвижным играм детей и создавать условия для образовательной деятельности. Все игры, игрушки, материалы должны находиться на уровне глаз и рук, дверцы со шкафов необходимо снять для того, чтобы сделать материалы доступными.

Центры активности можно организовать не только в игровой, но и в спальном помещении и приемной, что позволит максимально удовлетворить потребности детей в самостоятельной деятельности. В спальных помещениях и прихожих могут быть организованы центра сюжетных игр , театра и музыки, уголки уединения.

Признаки «говорящей» среды

Условно выделяют три группы признаков элементов «говорящей» среды.

Значимые для детей элементы: творческие и исследовательские работы детей как индивидуальные, так и коллективные: рисунки, аппликации, страница «Книги открытий», стенгазета, построенный дом – все, что дает возможность ребенку ощутить себя частью коллектива, в котором важен каждый.

Элементы «говорящей» среды связанные с текущей деятельностью, то есть демонстрационный материал, игры, игрушки, таблицы, книги, картины, выставки – все связано с темой реализуемого в данный момент проекта, что превращает образовательное пространство в инструмент развития и обучения. В завершении проекта в группе накоплено огромное количество элементов «говорящей» среды. Как поступить спродуктами проекта и следами детской деятельности? Выход есть: детские работы можно подарить маме или малышам, положить в портфолио, а некоторыми пополнить центры активности. Таким образом, происходит «обнуление» среды. Начнется новый проект и среда снова станет «говорящей».

Визуализация скрытых элементов среды. Все элементы среды должны быть визуально доступны. Центров организованы для самостоятельной деятельности детей, то есть каждый ребенок должен иметь возможность выбирать и использовать любые материалы, которые есть в центре. Но чтобы избежать переполнения, большинство материалов убирается в подписанные контейнеры и коробки, тем самым визуализированы.

Постоянно действующие элементы «говорящей» среды.

«Книга открытий»

«Книга открытий» - элемент «говорящей» среды. Она состоит из отдельных страниц. Каждая страница в «Книге открытий» - это коллективная  работа, в которой важная информация представлена в виде панно-аппликации, рисунков, фотографий и даже записанных текстов.  Авторами «Книги  открытий» являются дети.

«Авторская» позиция обладает большим мотивационным потенциалом, позволяет детям учиться ставить задачи, подбирать для них материал, контролировать и оценивать свои действия. У детей складывается устойчивый интерес и понимание смысла той деятельности, которой они занимаются. Страница за страницей дей оформляют свои маленькие, но очень важные «открытия», сделанные в процессе работы над проектом. Такая работа над каждой страницей «Книги открытий» создает условия для развития детской самостоятельности, активности, заинтересованности, формирует творческую позицию ребенка.

Для создание страниц «Книги открытий» нужны листы бумаги большого формата, так как дети работают над ее созданием коллективно. Помогут детям изобразить «открытия» разнообразные картинки для вырезание и раскрашивания, шаблоны, трафареты, маркеры и фломастеры. Для обозначение обобщенного образа или существенных признаков того или иного объекта живой или неживой природы как зрительные опоры детям предлагаются модели. Модели могут быть как готовые, так и созданные самостоятельно детьми.

«Азбука» проектаХочу такой сайт

Для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок грамотности целесообразно включать в работу над каждым проектом «Азбуку» проекта. «Азбука» появляется в группе, когда буквы начинают вызывать у детей интерес. Как только дети научились держать карандаш, они начинают рисовать буквы, графически обозначать их. В «Азбуке» дети записывают слова лексической группы, соответствующей теме проектов. Например, в проекте «В мире музыкальных инструментов  дети могут записать в «Азбуку» слова: композитор, гитара, балалайка, аккордеон, нота, концерт и др. Часто при написании слов дети допускают ошибки, которые педагог не должен исправлять, так как речь не идет об обучении детей чтению и письму. Работа над созданием «Азбуки» проекта является полностью добровольной деятельностью, в которую включаются исходя из собственных потребностей.

Соцопросники.

При подготовке и реализации проекта педагогу важно знать, насколько тема интересна каждому ребенку, изучить имеющийся у детей опыт или выяснить их инициативы и желания. Для этого целесообразно использовать социологические опросы. Они помогут выяснить мнение большинства и совместно принять решение.

Кому и о чем говорит «говорящая» среда?

Детям она «говорит» о теме проекта, так как большая часть демонстрационного материала и продуктов детской деятельности «говорящей» среды соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Кроме этого, она «говорит», где и что делать. И что самое важное, она «говорит» детям, что они хозяева группы, что их здесь любят и ждут. Так, детский сад оформляется не для детей, а вместе с детьми.

Родителям – о том, чем наполнена жизнь детей в детском саду.

Педагогам – об интересах и приоритетах детей в выборе вида и содержание деятельности, что помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми.

 

Подробно ознакомиться с методическими приемами и методами работы с детьми по проведению детского совета можно ознакомиться в книге Модель взаимодействия участников образовательных отношений «Детский совет» авторский коллектив детского сада № 201 г. Краснодара стр. 7 -18.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.07.2023

Дата обновления: 12.07.2023

Дата публикации: 07.07.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».