ПАМЯТКА ДЛЯ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ
|
Журнал
СПРАВОЧНИК СТАРШЕГО
ВОСПИТАТЕЛЯ
ДОКОЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
|
Характеристика
игрушек и материалов для разных видов деятельности детей до 3 лет
|
Предметная деятельность
|
Составные игрушки
|
Состоят из нескольких однотипных частей, которые
отличаются по одному признаку (пирамидки, вкладыши, матрешки, коробки разных
форм и пр.).
|
Игрушки каталки
|
Помогают малышам осваивать связь собственного
движения и движение предмета. Привлекают внимание к движению предмета,
развивая тем самым познавательную активность.
|
Игрушки – тренажеры
|
Всевозможные шнуровки, развивающие коврики с
застежками, молниями, замочками и игрушечные инструменты (молотки с
колышками, гайки). Помогают отрабатывать разные навыки (шнурование,
застегивание, забивание, наматывание и т. д.).
|
Подручные материалы
|
Разнофактурные ткани, бумага, материалы природного
происхождения (минералы, плоды, глина).
|
Экспериментирование
|
Дидактические игрушки
|
Игрушки, которые отображают различные виды
движения – качение, вращение, хождение, кувыркание. К ним относятся:
кугельбаны, кувыркунчики, волчки и юлы, клюющие курочки и пр.). В ряду
динамических есть как образные, так и предметные игрушки
|
Звучащие игрушки
|
Свистульки, барабанчики, треугольники, ксилофоны,
трещотки и т. п., которые помогают детям исследовать звуковые свойства.
|
Наборы для песка и воды
|
Стаканчики, совочки, мельница или специальные
центры для игр с песком и водой.
|
Игрушки с сюрпризом
|
Игрушки, в которых какое-либо конкретное движение
(нажатие на кнопку, поворот рычага и пр.) вызывает яркий воспринимаемый
эффект (раздается звук, выскакивает зайчик, крутится колесико). К этой же
группе относятся различные игровые центры.
|
Игровая деятельность
|
Макеты пространства
|
Предметы, которые обозначают место действия
(прилавок магазина, кухонная плита, ширма, обозначающая кабинет врача, и пр.)
Это могут быть скамейки, легкие модульные столы, ширми, с помощью которых
можно создать корабль, волшебный лес или больницу. Куски ткани могут стать
морем, крышей или поляной.
|
Атрибуты роли
|
Специфические предметы, которые обозначают игровую
роль, то, что ребенок одевает на себя, чтобы преобразиться и перевоплотиться
(красная шапочка, белый халат, повязка врача с красным крестом, элементы
костюмов животных). Атрибуты роли нужны для того, чтобы почувствовать себя
другим и удержать это чувство. Важнейшие требования к внешним атрибутам роли
– лаконичность, условность или «знаковость».
|
Предметы ролевых действий
|
Предметы, с которыми ребенок непосредственно
оперирует, воплощает свою роль в действии (игрушечный шприц или фонендоскоп,
ружье, руль от машины, игрушечная плита, посуда и пр.). Они не должны быть
действующими копиями реальных предметов, перетягивать на себя внимание
ребенка. Это лишь условные обозначения предметов, которые сохраняют при этом
свою служебную функцию. Действия с ними должны оставаться игровыми, то есть
условными. Эти игрушки направляют ребенка на действия, которые характерны для
определенной роли, и помогают удержать образ ролевого персонажа. Условная
модель утюга, ружья или миксера больше подходит для ролевой игры, чем
действующие копии этих предметов.
|