СОДЕРЖАНИЕ 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Актуальность 1.2 Теоретические основы программы 1.3 Цели и задачи программы 1.4 Принципы построения программы 1.5 Условия реализации 2. УЧЕБНО – ТЕМПАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2.1. Планирование образовательной деятельности 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 3.1. Методы и формы работы с детьми 3.2. Пути реализации программы 3.3. Структура занятия 4. МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4.1. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.2. Методика оценки планируемых результатов освоения образовательной программы 5. ЛИТЕРАТУРА 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкальнослуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. В Российской системе дошкольного образования произошли определенные положительные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Наряду с типовой программой воспитания детей в детском саду, появились новые комплексные образовательные программы: "Развитие", "Радуга", "Детство" и многие другие, где разделы музыкального воспитания получили обновленное содержательнометодическое обеспечение. Анализ программ выявил, что задачи музыкального воспитания остались прежними. Авторами недостаточно уделяется внимание работе по постановке певческого голоса у воспитанников. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса дошкольников нет. Дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога – развить музыкальные способности ребенка, познакомить его с музыкой. Музыка обладает свойством вызвать активные действия ребенка, т.к. он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В детском саду обучают пению музыкальные руководители, но, сожалению, в последние годы в детских садах осталось немного компетентных педагогов, уделяющих внимание развитию детского голоса. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребенка. И в результате мы слышим крикливое, фальшивое пение под фонограмму или под громкий аккомпанемент, заглушающий голос дошкольников. Отметим, что это не только некрасиво, неправильно, но и вредно для здоровья детей. Данная программа – это синтез уже известных программ и технологий таких известных педагогов как К.Тарасова, О.В.Кацер, Д.Е.Огороднов, и др. Отличие же программы в том, что в ней используется принцип сквозного воспитания. Вокальная группа, занимающаяся по данной программе – разновозрастная, в неё входят дети от 4 до 7 лет. Таким образом, у младших детей есть возможность ориентироваться на умения более старших детей, брать с них пример, прислушиваться к звучанию их голосов, у старших – есть возможность передавать свой опыт малышам, научить тому, что знают сами, возможность опекать и показывать маленьким детям к чему нужно стремиться. 2 1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ Дошкольный возраст – это особенный период в развитии ребенка. Во-первых, строение голосового аппарата детей с 3 до 7 лет отличается физиологически от строения голосового аппарата школьников. У детей дошкольного возраста связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное, поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым, нарушая целостность мелодии песни. По данным профессора М.Г. Грачевой голосовая мышца развивается у детей от 5 до 12 лет и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краёв, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного отношения. Во-вторых, возможности малышей ограничены, их голоса не совершенны, быстро утомляются. Дети не могут долго и громко петь. Поэтому необходим продуманный подбор музыкального материала – репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей, т.е. певческому диапазону. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос ребенка. В – третьих, малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, лишь иногда проявляют крикливость и напряженность. В практике работы с детьми дошкольного возраста я обнаружила, что среди воспитанников встречаются дети, имеющие задатки и способности к пению. У них достаточно сформирован голосовой аппарат, развито чувство ритма, они могут чисто интонировать мелодию. Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования музыкального слуха и памяти. Что же касается дошкольников, то чаще всего у них не плохой слух, а плохая координация слуха и голоса. Что и ведет к неправильному голосообразованию. Обучение же правильному пению с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос, и память. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении, что заряжает его жизненной энергией. При помощи пения проходит ничем не заменимая работа по культуре речи, т.к. без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. Следует отметить, что для правильного функционирования голосового аппарата важное значение имеет активная работа артикуляционных органов. Это раздел, с которого нужно начинать работу по обучению детей пению, т.к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих. Благодаря активности артикуляции активизируется и дыхательная мускулатура, а значит, нельзя обойти вниманием и певческое дыхание. Как правило, у дошкольников не развито чувство опоры, а дыхание поверхностное, ключичное, поэтому при глубоком вдохе они поднимают плечи вверх. В первую очередь необходимо познакомить ребенка с реберно-диафрагмальным дыханием. Великие итальянские мастера вокала говорили: «Пение – есть дыхание». Для развития же правильного дыхания существует масса упражнений. Резюмируя вышесказанное, передо мною встал вопрос: как решить проблему постановки певческого голоса у дошкольников? Для успешного обучения дошкольников пению необходимо сформировать у детей навыки и умения, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки. Певческая установка – это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть (стоять) прямо, не поднимая плеч, стул должен соответствовать росту ребенка. 3 Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким, бесшумным, а выдох – медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом нужно следить за положением языка, губ, свободным движением нижней челюсти. Развиваются и все другие музыкальные способности — тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении, конечно же, происходит и общее развитие ребенка — формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем. Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей (И.И. Левищова, В.А. Б Гадурова, Е.А. Аркина, Е.И. Алмазова и др.), посвященных детскому певческому голосу. Ученые считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы. О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.П. Иова Е.М. Дубянская, Р. Краснобродская и др., предлагая очень интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, чистоты интонирования, дикции. Однако в сегодняшней практике музыкально воспитания педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов в собственном смысле этого слова. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Этому много причин, в том числе отсутствие специальной методики постанов певческого голоса дошкольника. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что наносит серьезный ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью. Сложность ситуации заключается не только в том, что методика постановки певческого голоса - самая тонкая и сложная в сравнении с методиками по другим видам музыкальной деятельности, но и в том, что ее реализация предполагает владение педагогом своим собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать песни детям. Для того, чтобы научить детей петь, сформировать у них основные певческие навыки, педагог должен понимать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью – вокальным слухом, чтобы услышать правильно ли поет ребенок и как его нужно поправить. Особенность программы в том, что развитие голосового аппарата ребенка начинается на самой ранней ступени развития ребенка. 4 1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основной целью работы является постановка певческого голоса дошкольника как средство развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирование основ музыкальной культуры с целью становления полноценной творческой личности ребенка. Задачи: - расширение диапазона голоса дошкольного возраста и формирование его естественного звучания. - организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок. - совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; - формировать эмоционально – эстетическое восприятие окружающего мира через пение; - учить понимать и любить музыкальную культуру; - развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении. Программа рассчитана на 3 года обучения с детьми 4 – 7 лет. Занятия по программе на всех годах обучения проводятся с 1 октября по 15 мая продолжительность обучения 29 недель – 58 занятий в год. Занятия по постановке певческого голоса проводятся в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 по продолжительности непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста. С детьми 4 – 5 лет занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня – 20 мин; с детьми 5 – 6 лет занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня – 25 мин; с детьми 6 – 7 лет занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня - 30 мин. 1.4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ -последовательность и системность – один из ведущих. Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий (2 раз в неделю). Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе. -доступность и индивидуализация – предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий -постепенное усложнение материала – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом. -сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе. -повторяемость материала – только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции. -наглядность – безукоризненный практический показ движений педагогом. Обучение по программе осуществляется с учётом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. 5 1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В образовательном учреждении созданы достаточные условия для занятий с детьми по постановке певческого голоса. Имеется просторный музыкальный зал, оборудованный музыкальным инструментом (пианино), музыкальным центром, минидекой, микрофонами для сольного пения, видео-магнитофоном, компьютером и другим оборудованием. Музыкальным руководителем подготовлены разнообразные музыкально – дидактические игры, наглядно – демонстрационные пособия, тренажеры. 2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В соответствии с логикой освоения материала программа рассчитана на три года обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма действий детей в зависимости от года занятий. 1. «Музыкальный букварь» — это первый год обучения детей (средняя группа 4 -5 лет): Цель : формирование музыкально – слуховых представлений. В процессе занятий первого года обучения у детей формируются элементарные вокальные приемы, развивается умение чисто интонировать попевки в пределах знакомых интервалов; формируются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально-ритмических движений. 2 «Музыкальная грамота» — второй год обучения (старшая группа 5-6 лет): Цель : освоение ориентировано – тембровой, ритмической и мелодической ступени. Особенность и своеобразие данного этапа программы заключается в том, что музыкально-вокальный материал постоянно обновляется за счёт авторских переработанных песен для детей, а также за счёт новых произведений. В процессе занятий на данной “ступеньке” у детей осуществляется переосмысление полученных ранее умений и навыков на новом конкретном музыкально-вокальном материале; происходит дальнейшее уточнение понятий “лад” и “тональность”; происходит дальнейшее развитие вокального исполнительства; развитие вокальнодуэтных навыков и навыков музыкально-ритмических движений; формируется устойчивый интерес к музыкальному искусству. 3 «Исполнительское мастерство» — третий год обучения (подготовительная группа 6-7 лет): Цель : формирование умения импровизировать в песенном творчестве. В процессе занятий по данному разделу у детей происходит усвоение уже известных понятий на новом уровне за счёт использования новой музыкальной терминологии и дальнейшее освоение основных элементов вокальной деятельности в концертных программах. Освоению содержания программы способствуют: а) специальная типология игр-упражнений для детей, предполагающих развитие основополагающих для вокальной деятельности процессов (внимание, память, воображение), комплекса музыкальных способностей (вокально-слуховая и музыкальнодвигательная координация, дифференциация слуховых ощущений); б) постоянно обновляющийся и расширяющийся музыкально-вокальный репертуар, подобранный с учётом природосообразности детского возраста, возможностей и интересов детей. Для формирования положительной мотивации у детей занятия по данной программе могут быть вариативными в зависимости от структуры и содержания 6 (доминантные, тематические, комплексные) и включать отдельные или все виды музыкально-вокальной деятельности. 2.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ этап - подготовительный— это первый год обучения детей (средняя группа 4-5 лет): Цель: формирование музыкально - слуховых представлений. Направления работы Методы и приемы работы Работа над дыханием при Игровые упражнения на развитие пении дыхания («животик» «ныряльщики») Артикуляци Проговаривание скороговорок, я (дикция) попевок, чистоговорок, артикуляционная гимнастика. Правильное формирование гласных и согласных. Навыки мелодики Подготовка голосового и артикуляционного аппаратов при помощи распевок. Развитие музыкального слуха и голоса. Вокальные упражнения, работа с Звуковысотный слух регистрами (низкий, средний, высокий). Эмоциональная Работа над характером музыкального отзывчивость произведения. Артистичность исполнения. Индивидуальное пение Работа над репертуаром, работа с микрофоном. Количество часов 58 часов 58 часов 58 часов 58 часов 24 часа 9 часов 2этап - основной — второй год обучения (старшая группа 5-6 лет): Цель: освоение ориентировано - тембровой, ритмической и мелодической ступени. Направления работы Методы и приемы работы Количество часов Работа над дыханием при Игровые упражнения на развитие пении дыхания («животик» «ныряльщики») 58 часов Артикуляция (дикция) 58 часов Навыки мелодики Проговаривание скороговорок, попевок, чистоговорок, артикуляционная гимнастика. Правильное формирование гласных и согласных. Подготовка голосового и артикуляционного аппаратов при помощи распевок. Работа над 7 58 часов Звуковысотный слух Сила и долгота звука Эмоциональная отзывчивости Индивидуальное пение Ритмическое чутьё Ансамблевое пение звукоизвлечением. Развитие музыкального слуха и голоса. Вокальные упражнения, работа с регистрами (низкий, средний, высокий). Игровые упражнения. Вокальные упражнения. Работа над характером музыкального произведения, эмоциональность исполнения. Работа над смысловыми установками произведения. Разучивание песен, работа с микрофоном, фонограммой. Игровые упражнения с движениями. Работа над ансамблевым исполнением и умением слышать и слушать друг друга. 29 часов 29 часов 18 часов 9 часов 29 часов 9 часов З этап - закрепляющий — третий год обучения (подготовительная группа 6-7 лет): Цель: формирование умения импровизировать в песенном творчестве. Направления работы Методы и приемы работы Работа над дыханием при Игровые упражнения на развитие пении дыхания («животик» «ныряльщики») Артикуляция (дикция) Проговаривание скороговорок, попевок, чистоговорок, артикуляционная гимнастика. Правильное формирование гласных и согласных. Развитие артикуляционной позиции голоса. Навыки мелодики Пропевание распевок, работа над звукоизвлечением. Развитие музыкального слуха и голоса. Ровность звука. Звуковысотный слух Вокальные упражнения. Сила и долгота звука Игровые упражнения. Эмоциональная Работа над характером музыкального отзывчивость произведения. Артистичность исполнения. Индивидуальное пение Разучивание песен, работа с микрофоном, фонограммой. Ритмическое чутьё Игровые упражнения с движениями. 8 Количество часов 58 часов 58 часов 58 часов 29 часов 29 часов 15 часов 14 часов 7 часов Ансамблевое пение Самостоятельная концертная деятельность Работа над ансамблевым исполнением и умением слышать и слушать друг друга. Работа над показательным выступлением. 8 часов 4 часа 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Методологической основой программы являются основные положения теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин); теория амплификации и самоценности дошкольного периода в жизни ребёнка (А.В.Запорожец); теория развития общих и художественных способностей у детей дошкольного возраста (Л.А.Венгер); теория развития детского творчества (Л.С.Выготский); основные положения теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); теория и методика музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста (Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова, К.В.Тарасова). На занятиях по вокалу используются традиционные методы педагогического воздействия: 1. Музыкальное сопровождение как методический прием. 2.Наглядно-зрительный метод 3.Словесный метод На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу – обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкального искусства, к ним относятся: Метод Создание ситуаций успеха Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к пению. Метод создания проблемных ситуаций Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень Основной формой проведения занятий по программе “Музыкальные ступеньки” является игра. 3.2. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа имеет определённую логику освоения учебного материала: первоначальная подготовка голосового и артикуляционного аппарата ребенка к исполнению песен; на следующем этапе происходит формирование голосового диапазона, ориентация детей в средствах выразительности и освоение ими элементарных умений музыкально-сценического перевоплощения (импровизации, фантазирование, этюды), развитие и закрепление этих умений в продуктивной деятельности, а именно в концертных постановках; на третьем этапе продолжается работа по расширению и 9 развитию певческих навыков ребенка, формированию базовых знаний о появлении и становлении исполнительского (певческого) искусства, в том числе классического и современного. Содержание занятий нацелено на развитие певческого дыхания и артикуляционного аппарата ребенка, овладение восприятием музыкального произведения и его анализ; на ориентацию детей в средствах музыкальной (певческой) выразительности, основанных на вокальных и музыкально - ритмических импровизациях, а также на освоение детьми вокальными и музыкально-ритмическими компонентами музыкально-сценической деятельности; на включение детей в активную продуктивнотворческую деятельность. 3.3. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Каждый вид задания имеет свою структуру, состоящую из конкретного состава действий, используемых средств, перечня вариантов игр и упражнений с указанием программных задач. Структура занятий: 1 . Массаж лицевых мышц Цель - помогает расслабить мышцы лица, (нижнюю челюсть) 2.Упражнения на дыхание. Цель - помогают восстановить дыхание, успокоить детей, настроить на рабочий лад. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания, что характерно для народного пения. 3. Артикуляционная гимнастика (скороговорки, потешки, пестушки) Цель - помогает совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогают правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы; знакомят с богатством русского языка 4. Основная часть - вокальная работа Работа с песней (знакомство, разучивание, работа над сложными оборотами в мелодии, над интонацией и т.д.) 5.3авершающая часть (музыкально – дидактические игры, песенные импровизации) 4. МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ К концу обучения у дошкольников должны сформироваться следующие навыки: 1. Ребенок выразительно, искренне исполняет понятные, интересные ему несложные песни. 2. Овладел необходимыми вокальными навыками, а именно: - петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком; - петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других; - исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально); 3. У ребенка четкая дикция, он внятно произносит слова, активно артикулирует; 4. В достаточной степени развиты музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление). 5. Правильно передает направление мелодии (вверх, вниз), различает звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохраняет ритмический рисунок; 10 6. Отмечает правильное и неправильное пение; 7. У ребенка расширен певческий диапазон, он берет правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы; 8. Дети проявляют устойчивый интерес к музыкальному искусству и соответствующий возрасту уровень музыкальной грамотности, эрудиции и исполнительской культуры, что обеспечивается осознанным восприятием произведений музыкальных жанров (детская песня, эстрадная песня, классическая музыка, опера, оперетта, мюзикл и др.). 4.2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЗУЛЬТАТОВ Контроль за развитием музыкальных и творческих способностей детей осуществляется в форме тестовых заданий на основе исследования К.Тарасовой и И.Владимировой. Основным объектом исследования по данной программе является примарный диапазон, который включает: примарную речевую зону и примарный диапазон певческого голоса. Диагностические занятия проводится индивидуально. Педагог приглашает ребенка в музыкальный зал и на фоне положительного эмоционального общения с ним задает несколько тестовых заданий. По итогам диагностики составляется таблица и графики на каждого ребенка, что помогает наглядно выявить положительную динамику развития этого певческого навыка. (см. таблицу 1-3) Первый год обучения Итог Эмоциональная отзывчивость Работа с микрофоном Идивидуальное пение Чистота интонирования Звуковыс отный слух Правильное звукоизвлечение Наличие певческого слуха Навыки мелодики Ровность звукоизвлечения Правильное формирование гласных и согласных Артикуляция Четкое проговаривание текста Ф.И ребенк а Второй год обучения ФИ ребе нка артикуляци я Навык Звуков и ысотны мелоди й слух ки Ритми чич. чутье 11 Индивидуаль ное пение Ансамблевое пение итог 12 Ансамблево е пение Самостоятельная деятельность Эмоциональная отзывчивость Индивидуа льное пение Умение слышать и слушать друг друга Работа с микрофоном Звуко Ритмич высот ич. ный чутье слух Чистота интонирования Воспроизведение в хлопках, притопах ритмические рисунки Навыки мелодик и Правильное звукоизвлечение Наличие певческого слуха артикуляц ия Ровность звукоизвлечения ФИ ребен ка Артикуляционная позиция голоса Четкое проговаривание текста Третий год обучения Конц ертно е высту плени е итог Формой отчётности также являются открытые занятия для родителей, творческие работы детей, праздники, концерты, музыкальные спектакли. Эмоциональная отзывчивость Умение слышать и слушать друг друга Работа с микрофоном Чистота интонирования Воспроизведение в хлопках, притопах ритмические рисунки Правильное звукоизвлечение Наличие певческого слуха Ровность звукоизвлечения Артикуляционная позиция голоса Четкое проговаривание текста 5.ЛИТЕРАТУРА 1. Афонькина С, Рузина М,Пальчиковые игры. Издательский дом «Кристалл», СПб 2000г. 2. Белова В.В., статья «Музыкально-певческое воспитание детей по методике Д.Е Огородного», // «Музыкальная палитра» №1-2002 г, с.3 3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка. Минск: ТетраСистемс, 2007. 4. Емельянова В.В. Фонопедический метод развития голоса. Ярославль «Академия развития» -1999. 5. Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению». М.: Издательство «Музыкальная палитра», 2000. 6.Кацер О.В, статья. «Значение голосовых упражнений в развитии ребенка» // «Музыкальная палитра» №1-2003 г., с.31 7. Коротаева С., статья «Голосовые игры», //«Музыкальная палитра» №2-2003 г., с.32 8.Металиди Ж., А.Перцовская Сольфеджио для дошкольной группы ДМШ (учебное пособие) Издательство, «Композитор» С-П -1999г. 9. Метлов Н.А. «Музыка – детям» статья «Пение» с.18 10. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль «Академия развития» -1997. 11. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22 12. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности» (хоровое сольфеджио). -С-Пб 1997 13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Издательство Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. 14. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2 15. Тарасова К. статья «Новые программы и методики», // «Музыкальный руководитель» №1-2004г., с.5 16. Ткаченко Т. «Если ребенок плохо говорит» С-П -2005г. 17. Шереметьев В. Статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г. 13